Проблема происхождения и становления человека собственно выходит за рамки биологии, — она представляет собой социальную проблему. Человек в процессе своего развития уже на ранних этапах антропогенеза освободился из-под влияния естественного отбора. Если любое животное приспособляется к окружающим условиям, то человек создает для себя искусственную новую среду. С появлением человека выступает на сцену новая форма условий жизни — общественно-социальная. Движущим фактором здесь является труд, орудия производства, производственные отношения. Они обусловливают развитие человеческого общества, изменяют последнее, а одновременно с этим и человека. Однако, если история человеческого общества, эволюция человека выходит за пределы биологии, то вопрос о происхождении человека, об его месте в природе может быть решен лишь с учетом всех многочисленных данных различных разделов современной биологической науки.
В течение многих веков считалось не подлежащим сомнению божественное происхождение человека, благодаря особому творческому акту верховного существа. Этому будто бы человек обязан особенностями своей психики, нормами поведения и т. д.
Такого рода представления господствовали в течение длинного ряда веков. Однако изучение организации животных и человека, все большее накопление знаний в этой области приводили к выводу об общих чертах в строении тех и других.
Уже Линней вынужден был поставить человека в один ряд с обезьянами, объединив их в отряд приматов. Однако Линнею была чужда идея развития, и он был далек от мысли о родстве обезьян с человеком. Более того, Линней не сомневался в божественном происхождении человека и, помещая последнего в отряд приматов, писал: «Memento Creatoris Tui» (Помни своего творца).
Религиозные догмы были столь сильны, что, выпуская в 1859 г. «Происхождение видов», произведение, которое нанесло сокрушительный удар по теологии и телеологии, Дарвин не решился сказать прямо о животной природе человека, а ограничился указанием, что «это прольет свет на происхождение человека». Однако такой вывод являлся совершенно неизбежным из построений эволюционной теории. Его и сделал Гекели, выпустивший в 1868 г. книгу — «Место человека в царстве животных», составленную на основе лекций, читанных автором перед рабочей аудиторией.
В 1871 г. Дарвин в своем замечательном труде «Происхождение человека и половой отбор», а позднее в «Выражении ощущений у человека и животных» объединил громадный материал, убедительно доказывающий животное происхождение человека, эволюцию его от древних обезьян. «Тот, кто не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, — писал Дарвин, — не может думать, что человек был плодом отдельного акта творения». Дарвин, доказав, что человек появился не ч сразу, а развился постепенно, не вскрыл, однако, тех факторов, которые обусловили превращение обезьяны в человека. Эту задачу гениально разрешил Энгельс, написавший в 1874 г. свой знаменитый труд «Роль труда в процессе очеловечивания обезьяны». На основных положениях этого произведения мы остановимся подробнее в дальнейшем.
«Происхождение человека» Дарвина привлекло внимание исследователей к проблемам антропогенеза, и в настоящее время накоплен громадный материал, свидетельствующий о животном происхождении человека.
Занятие 1-е. Вакцины и анатоксины. Вопросы для обсуждения. 1. Искусственный иммунитет, активный и пассивный. 2. Препараты для создания искусственного активного иммунитета: вакцины и анатоксины. 3. Виды вакцин: живые, убитые и химические. 4. Способы приготовления вакцин. 5. Анатоксины нативные и очищенные, их получение и титрован... Читать далее... |
|