На грани XIX и XX веков капитализм уже был не таким, как во времена Дарвина, он вступил в стадию империализма, загнивающего капитализма. Внутренние противоречия обострились; кризисы все чаще сотрясали мир. Народившаяся в недрах капиталистического общества новая сила — многомиллионный пролетариат, — становясь все более организованной и сознательной, создает реальную угрозу для самого существования капиталистического строя.
Религия, философия, наука мобилизуются для идеологической борьбы против растущего самосознания широких трудящихся масс. Неустойчивость положения, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие перспективы на будущее создают у буржуазии стремление к стабилизации.
Весь арсенал идеологических приемов, унаследованный от феодализма, привлекается буржуазией к тому, чтобы затормозить ход истории, ведущей капиталистический строй к неизбежному краху. В области философии этого периода царит идеализм, переходящий в мистику. Для естественных наук характерен отход от дарвинизма и исторического метода исследования, возврат к метафизике. Учение Дарвина, глубоко материалистическое в своей основе, утверждающее идею развития, оказалось в резком противоречии с духом времени, оно стало опасным для буржуазного общества в период его упадка. Поэтому борьба прислужников буржуазии с материалистическим ядром учения Дарвина, творческой ролью отбора, становится наиболее актуальной проблемой этого периода.
Учение Дарвина о творческой роли отбора объявляется «устаревшей» теорией, не соответствующей знаниям эпохи. Его пытаются подменить каким-либо иным представлением, утверждающим идею постоянства вещей и взаимоотношений в природе. Появляются различного рода неодарвинистические, неоламаркистские теории, выхолащивающие материалистическую сущность дарвиновского учения. Эти теории подхватывают у Дарвина и Ламарка и развивают все, что у них можно истолковать в реакционном смысле. Они расчищают дорогу теологии, извлекают из архива науки сданный туда Дарвином догмат о постоянстве видов.
Наука периода загнивания капитализма берет у Дарвина и Ламарка только то, что может быть использовано в соответствии с социальным заказом, — их отдельные ошибки и неясные трактовки. Эти положения развиваются и выдаются за новый подлинный дарвинизм.
Занятие 1-е. Вакцины и анатоксины. Вопросы для обсуждения. 1. Искусственный иммунитет, активный и пассивный. 2. Препараты для создания искусственного активного иммунитета: вакцины и анатоксины. 3. Виды вакцин: живые, убитые и химические. 4. Способы приготовления вакцин. 5. Анатоксины нативные и очищенные, их получение и титрован... Читать далее... |
|