Далеко не все философы древности, разделявшие представления о самозарождении организмов, связывали его с вмешательством некой таинственной силы, божественного начала. Например, Демокрит считал, что живые существа возникают «благодаря случайному, но определенному сочетанию атомов в их непрерывном механическом движении.
Много позднее, в XVII веке, механистические представления развивал Декарт, считавший, что самопроизвольное зарождение животных и растений осуществляется в процессе механического самоформирования их как сложных машин.
Начиная со второй половины прошлого века и вплоть до наших дней, ряд биологов пытается толковать жизненные явления с позиций физико-химии. Они сравнивают образование организмов с кристаллизацией, считают возможным изучать и вскрывать свойства живых существ, их рост и размножение, движение и т. д. на неживых моделях: каплях ртути, масла и т. д. Эти исследования в свое время сыграли некоторую положительную роль, но вместе с тем они не приблизили нас к пониманию сущности жизни и ее происхождения.
Объясняя сложнейшие жизненные явления игрой физических сил, рассматривая их как результат счастливой случайности, механисты оставляли там лазейку для проникновения в биологию энтелехии, витализма, которой они и не преминули воспользоваться. Это можно иллюстрировать на примере Декарта, который, объясняя все механистически, вместе с тем принимал существование неделимой «души» и был одним из основателей идеалистической теории познания. Механицизм неизбежно приводит его сторонников в лагерь идеализма. Единственно правильное решение проблемы происхождения жизни на Земле может дать только диалектический материализм.
Занятие 1-е. Вакцины и анатоксины. Вопросы для обсуждения. 1. Искусственный иммунитет, активный и пассивный. 2. Препараты для создания искусственного активного иммунитета: вакцины и анатоксины. 3. Виды вакцин: живые, убитые и химические. 4. Способы приготовления вакцин. 5. Анатоксины нативные и очищенные, их получение и титрован... Читать далее... |
|