Физиология растений и животных - И. М. Сеченов

Отцом эволюционной физиологии животных и именно физиологии нервной деятельности является великий русский ученый Иван Михайлович Сеченов. От Сеченова ведет свое начало, и наука психология.

И. М. Сеченов, сверстник и друг великого русского философа и революционера Чернышевского, принадлежал к группе интеллигенции, носящей имя «шестидесятников». Она вела борьбу против самодержавия, против идеализма в философии и науке. В этом замечательном движении русской общественной мысли И. М. Сеченов был выдающимся представителем воинствующего материализма.

И. М. СеченовИ. М. Сеченов родился в 1829 г. в Симбирской губернии. Отец его был отставной офицер, а мать — крестьянка. До 14 лет он воспитывался дома; после смерти отца был определен в Главное инженерное военное училище в Петербурге. По окончании училища он был направлен в Киев саперным офицером. Однако военная карьера не привлекала его, он интересовался естественными науками, стремился трудиться на благо народа.

С большим трудом добившись отставки, И. М. Сеченов приехал в Москву и поступил в университет на медицинский факультет. В эти годы он познакомился с С. П. Боткиным и в дальнейшем поддерживал с ним научную связь.

Окончив университет в 1856 г., он избрал темой своей диссертационной работы актуальный в условиях царской России вопрос об алкогольном отравлении.

Ввиду отсутствия в России необходимой для осуществления его работы лаборатории Сеченов поехал в Германию. Убедившись в процессе работы в неудовлетворительности существовавшей для изучения газов крови аппаратуры, он сконструировал новый прибор — абсорбциометр, которым стали широко пользоваться физиологические лаборатории во всем мире.

Изучая действие различных веществ на нервно-мышечную систему, И. М. Сеченов обнаружил ошибки в работах тогдашнего корифея физиологии Клода Бернара и исправил их. Своими работами он приобрел большой авторитет и встал в ряду крупных физиологов мира.

В 1860 г. он вернулся в Россию и занял должность профессора Медико-хирургической академии. Он впервые стал применять эксперименты на лекциях и привлекать студентов к исследовательской работе. Будучи связан с клиникой С. П. Боткина, он изучает со своими слушателями на животных действие различных лекарств, ставит различные эксперименты по обмену веществ, влиянию лекарств на него и т. д.

Проводя опыты на лягушках по влиянию различных химических веществ на нервную систему, И. М. Сеченов открыл в головном мозгу особые центры, подавляющие или угнетающие двигательные реакции в ответ на полученное раздражение. Сеченов назвал эти центры центрами торможения. Это было открытие чрезвычайной важности, сразу завоевав-шее ему огромную популярность.

Свои опыты по торможению на лягушках И. М. Сеченов проверяет на самом себе и обнаруживает, что волевое торможение у человека может» приостановить важнейшие рефлексы. Опыты И. М. Сеченова пролили свет на работу нервной системы и связанные с ней психику и сознание. И. М. Сеченов обдумывает вытекающее из его опытов заключение о механизме угнетения рефлексов при объяснении волевых и психических актов деятельности человека.

Дальнейшее развитие своих положений Сеченов проводит в написанном им для некрасовского «Современника» философском и психо-физиологическом трактате «Рефлексы головного мозга». В 1863 г. «Рефлексы головного мозга» вышли в свет, но не в «Современнике», а в медицинском журнале, так как царская цензура запретила печатание сеченовской работы в «Современнике».

«Рефлексы головного мозга» завершали знаменитую философскую полемику, начатую Чернышевским в его философской статье «Антропологический принцип в философии» с представителями идеалистического направления. Появление этой книги сделало имя Сеченова близким всем передовым людям России и вызвало гонения со стороны реакции. Против Сеченова было возбуждено судебное преследование; книга была изъята и уничтожена, а сам Сеченов навсегда был занесен в списки «неблагонадежных».

И. М. Сеченову принадлежит большая заслуга в борьбе за женское образование в России. Вместе с Сусловой, своей ученицей, известной поборницей женского движения, он активно работал в области женского образования. Сеченов хлопотал об организации женского университета. В течение ряда .лет он состоял преподавателем Бестужевских женских курсов.

В 70-х годах в связи с нападками со стороны реакционных кругов Военно-медицинской академии И. М. Сеченов вышел в отставку и занял кафедру в Одесском университете. В 1876 г. он становится профессором Петербургского университета. Его двенадцатилетняя работа в стенах этого университета была очень плодотворна для физиологии, но наступление реакции продолжалось, и «неблагонадежный» профессор вынужден был уйти из университета. В 1891 г. он становится профессором Московского университета.

В течение всей своей жизни И. М. Сеченов был страстным популяризатором науки; обладая блестящим лекторским талантом, он прочел большое количество публичных лекций. В год своей смерти, 74 лет от роду, знаменитый ученый, основатель современной физиологии, стал читать лекции на Пречистенских рабочих курсах. Он прочитал там ряд разделов физиологии, но когда собирался перейти к разделу физиологии мышечной и нервной системы, было получено уведомление о запрещении ему читать лекции для рабочих. И в преклонном возрасте И. М. Сеченов был «опасен», ибо его наука была революционна и приобщение к ней рабочих было нежелательно правящим кругам.

И, М. Сеченов внес огромный вклад в мировую и отечественную науку, В «Рефлексах головного мозга» он впервые приоткрыл завесу над темной областью психических явлений и простер материалистические выводы на всю работу головного мозга. В предисловии И. М. Сеченов ясно указывает, что его исследование направлено против идеализма и метафизики в науке и философии. Он развивает свою материалистическую концепцию психо-физического единства, вытекающую из тщательного объяснения частных психических процессов. И. М. Сеченов говорит, что материальным субстратом души является головной мозг; из деятельности мозга родится весь внутренний мир человека, охватывающий собой всю психическую жизнь. Следовательно, «душа по своей, сущности есть продукт деятельности мозга». Эта концепция Сеченова строго соответствует основному исходному положению материализма о материальности мира, о первичности материи, представляющей объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. И. М. Сеченов выдвигает совершенно новую идею, что вся психическая жизнь со всеми ее двигательными проявлениями поддерживается и стимулируется теми воздействиями, которые получают органы чувств извне, и теми раздражениями чувствующей нервной системы, которые возникают внутри организма. Исходя из наблюдений и физиологических данных, И. М. Сеченов формулирует следующее положение: «Все разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение» .

Это основное положение в сеченовских работах есть провозглашение и осуществление принципа причинности — основного материалистического принципа. Этот принцип ведет Сеченова к материалистическому и строго научному решению вопроса о свободе воли. В противовес основанным на вере идеалистическим представлениям о том, что импульсы к произвольным актам у человека происходят в его сознании и не нуждаются ни в каких внешних источниках возбуждения, т. е. что воля свободна, И. М. Сеченов убедительно показывает на наглядных примерах, что то явление, которое мы называем волей, само является звеном в ряду явлений. Он показывает полнейшую зависимость найпроизвольнейших поступков от внешних и внутренних условий жизни человека: «Первая причина всякого человеческого действия лежит вне его». Кажущаяся свобода воли, по Сеченову, «есть лишь самообман самосознания».

Таким образом, в работах И. М. Сеченова центральным является положение об огромном значении внешней среды для животного организма. Он указывает на дарвинизм как на теоретическую основу своей концепции. «Великое учение Дарвина о происхождении видов поставило, как известно, вопрос об эволюции или преемственном развитии животных форм на столь осязательные основы, что в настоящее время огромное большинство натуралистов держится этих взглядов и поставлено в логическую необходимость признать в принципе и эволюцию психических деятельностей».

И. М. Сеченов творчески развил материалистическое положение Дарвина, особенно в части роли внешней среды в жизни и развитии живых организмов. Он писал: «Среда, в которой существует животное, и здесь оказывается фактором, определяющим организацию. При равномерно развитой чувствительности тела, исключающей возможность перемещения его в пространстве, жизнь сохраняется только при условии, когда животное непосредственно окружено средой, способной поддерживать его существование... Чем выше, наоборот, чувственная организация, при которой животное ориентируется во времени и в пространстве, тем шире сфера возможных жизненных встреч, тем разнообразнее самая среда, действующая на организацию и способы возможных приспособлений. Отсюда уже ясно следует, что в длинной цепи эволюции организмов усложнение организации и усложнение действующей на нее среды являются факторами, обусловливающими друг друга». Таким образом, И. М. Сеченов рассматривает организм в единстве с окружающей его внешней средой.

Он делает далеко идущие выводы, что воспитание — решающий фактор формирования личности. Он особенно подчеркивал, что культурное развитие человека определяется воспитанием в широком смысле слова, влиянием социальных условий жизни и деятельности человека и меньше всего зависит от его индивидуальных черт или расовых особенностей. «В неизмеримом большинстве случаев характер психического содержания на 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле слова и только на 1/1000 зависит от индивидуальности...».

Развивая в дальнейшем положения, высказанные или намеченные в «Рефлексах головного мозга», И. М. Сеченов ставит своей задачей внедрить в психологию методы объективного физиологического исследования. В статье «Кому и как разрабатывать психологию», написанной в 1871 г., в серии статей в ответ на идеалистическую реакционную книгу Кавелина по психологии И. М. Сеченов раскрывает историческое развитие психических процессов как в онтогенезе человека, так и в эволюции всего животного мира.

Он намечает план этих исследований. Подходя исторически к этому вопросу, И. М. Сеченов дает анализ сложных психических процессов. Разработанные им в ряде исследований узловые психологические проблемы делают его основоположником современной научный материалистической психологии. И. М. Сеченов определил предмет и метод материалистической психологии, ее содержание и задачи. Непреложность законов психической жизни он доказал не только логически, но и опытным путем, установив прежде всего, что рефлекс является и физиологическим, и психологическим явлением в одно и то же время. По типу рефлекса совершаются все нервные акты, т. е. и акты психической жизни. Общие итоги своей длительной работы по созданию материалистической психологии он изложил в книге «Элементы мысли», окончательно оформленной в 1903 г. В этой книге И. М. Сеченов указывает, что его концепция развития мышления полностью подтверждает учение материалистов о том, что влияния внешнего мира являются факторами, определяющими психические явления на всех ступенях психического развития.

Он считает, что элементами бессловесной предметной мысли — наипростейшей формы мысли, возникающей в детском возрасте и свойственной в известных пределах животным, — служат продукты воздействия внешнего мира на органы чувств. Факторами, из взаимодействия которых возникает мысль, являются: повторяющееся внешнее влияние, упражненный орган чувств и органы памяти. Физиологическая основа процесса мышления, по И. М. Сеченову, состоит из ряда раздельных реакций органов чувств на сложные внешние воздействия. Акты узнавания и различения внешних предметов являются простейшими психическими актами, свойственными не только ребенку, но и животному обладающему способностью передвигаться.

Эта фаза чувственно-автоматической психической деятельности, которую едва ли сильно переступает какое-либо животное в диком состоянии, у человека переходит непосредственно в так называемое конкретное мышление. Конкретное предметное мышление — наипростейшая форма отвлечения.    

Следующая фаза — абстрактное, или отвлеченное, мышление; при нем происходит процесс образования представлений о предметах. Образование понятий, весь процесс отвлеченного мышления достигается путем анализа, синтеза и сравнения или классификации. Это доступно только человеку. «Животное — всю жизнь узкий практик, утилитарист, а человек уже с детства теоретик», — говорит И. М. Сеченов.

Благодаря работам Сеченова, были заложены основы различных ветвей физиологии: электрсфизиологии, физиологии движений, физиологии периферической нервной системы, широко разрабатываемых его учениками. Все достижения физиологии И. М. Сеченов применил к исследованию процессов, происходящих в организме человека в трудовых условиях.

Последовательному материалисту и дарвинисту Сеченову принадлежит большая роль в идейно-теоретической подготовке почвы для возникновения и развития новой мичуринской биологической науки, творческого советского дарвинизма. «Дальнейшим фактором в преемственной эволюции животного организма является, как известно, наследственность — способность передавать потомству видоизменения, приобретенные в течение индивидуальной жизни... эта черта... подчинена общим условиям эволюции: накопление в преемственном ряду видоизменений, приобретенных вразбивку отдельными членами ряда, хотя и достигается только вмешательством наследственности, но переходит в действительность только при условии продолжения тех видоизменяющих явлений, которыми обусловлено уклонение от первоначальной формы. Степень и прочность видоизменения стоят всегда в прямом отношении с продолжительностью действия видоизмененных внешних влияний (или условий существования) или с тем, как часто они повторяются» .

Таким образом, исходя из правильного понимания взаимоотношения организма и среды, И. М. Сеченов приходит к логическому выводу о ведущей в эволюционном процессе роли наследования благоприобретенных признаков. Это одно из важнейших положений мичуринского учения.

И. М. Сеченов поднял физиологию на необычайную высоту, сделав русскую физиологию ведущей в мировой науке.


Практические занятия медицинские биологические препараты для профилактики и лечения инфекционных заболеваний

Занятие 1-е. Вакцины и анатоксины.

Вопросы для обсуждения. 1. Искусственный иммунитет, активный и пассивный. 2. Препараты для создания искусственного активного иммунитета: вакцины и анатоксины. 3. Виды вакцин: живые, убитые и химические. 4. Способы приготовления вакцин. 5. Анатоксины нативные и очищенные, их получение и титрован... Читать далее...



Практические занятия вирусы

Занятие 1-е. Методы вирусологических исследований.

Вопросы для обсуждения: 1. Особенности биологии вирусов. 2. Принципы классификации вирусов. 3. Вирион, его строение, размеры и химический состав. 4. Микроскопические методы изучения морфологии вирусов. 5. Методы культивирования вирусов на культурах клеток, куриных эмбрионах, лаб... Читать далее...




Категория: Развитие органического мира Просмотров: 293 | Теги: биография И. М. Сеченова, Физиология растений, взгляды И. М. Сеченова, физиология животных, И. М. Сеченов, учения И. М. Сеченова